Black  Bears  M C
RU  EN
1998 год 1999 год 2000 год 2001 год 2002 год 2003 год
2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год

"АвтоМир" №41 04.10.2008

Кольский - Рыбачий - Немецкий

В отпуск на автомобиле на пляжи южных морей? «Слишком скучно», - решил Павел КУРЛАПОВ и отправился к берегам Северного Ледовитого океана на мотоцикле

Большинству людей связка этих слов ни о чем не говорит. Но тот, кто любит путешествовать по просторам нашей страны или просто хорошо учил географию в школе, знает, что мыс Немецкий, расположенный на полуострове Рыбачий, примыкающем к северному побережью Кольского полуострова, — это самая северная точка России в ее западной части.

Поскольку журналист находится «при исполнении» 24 часа в сутки и даже в отпуске, я решил, что такое путешествие станет достойным испытанием для нового среднеразмерного эндуро BMW F800 GS, тем более что столь масштабных тестов этой модели у нас еше никто не проводил.

Гусенок

Многие дают своей технике имена. Если же от нее зависит не просто доставка тебя любимого с работы домой, а букватьно все, начинаешь относиться к ней не просто как к бездушному металлу. А коли так, у компаньона должно быть и имя. За «большим братом» BMW R1200 GS давно и прочно закрепилось прозвише Гусь, так пусть младший «гэ-эс» будет Гусенком.

Пасмурным и нежарким августовским утром багаж был увязан на Гусенка, и мы с ним выдвинулись в сторону Ярославского шоссе. До Мурманска я решил ехать через Ярославль, Вологду, Вытегру и Медвежьегорск, а дальше выйти на федеральную трассу М18 «Кола». Как известно, магистрали областного и местного значения в России не отличаются качеством покрытия, если таковое вообще присутствует, а судя по Атласу автомобильных дорог, на нашем с Гусенком пути был даже фунтовый участок где-то на границе с Карелией. Ну что же, чем сложнее, тем интереснее, да и мотоциклу испытание.

Новые друзья

Вологда встречает легким дождиком, да и пустой желудок дает о себе знать все больше — как-никак пройдено уже 460 км. Не спеша качусь в правом ряду, высматривая подходящее придорожное кафе, и тут происходит событие, в корне изменившее ход путешествия: на обочине у одного из кафе вижу четыре загруженных явно под дальнюю дорогу мотоцикла Honda Africa Twin. Хозяевами «Африк» оказались замечательные ребята: ярославец Юрий по прозвищу Африка, его супруга Людмила, сын Сергей, дочь Дарья и двое москвичей — Михаил и Андрей. Наверное, подобное стечение обстоятельств — редкость, но после краткого знакомства за тарелочкой борща было принято решение продолжить путь вместе, поскольку ребята направлялись аккурат по тому же маршруту. Чудеса, да и только!

Итак, мы с Гусенком заняли место в середине колонны, состоящей теперь из пяти мотоциклов и семи человек.

Сворачиваем с «федералки» и уходим на локальную дорогу Р6, качество которой на удивление неплохое, и наша колонна держит крейсерские 100-120 км/ч. Стоит заметить, что машины идут медленнее, ведь у нас все же внедорожная техника с ходами подвесок более 200 мм и спицованными колесами, не боящимися колдобин.

Здесь ландшафт средней полосы начинает сменяться северным: деревья ниже, лес реже. Да и вообще дыхание Севера чувствуется все сильнее: солнце замедляет свой ход, а температура воздуха падает.

К вечеру добираемся до места запланированной ночевки — города Вытегры, расположенного практически на границе Вологодской области и Республики Карелия. Кстати, за пару десятков километров до Вытегры нам и попадаются те самые обозначенные на карте грунтовые участки, правда, они гораздо короче, чем мы ожидали, — всего несколько километров, а их качество вполне приемлемое — глубоких ям и колей нет.

Мы встаем лагерем на берегу одного из каналов Беломоро-Балтийской системы между двух шлюзов — место что надо! Ужинаем гречневой кашей с тушенкой «завтрак туриста», разогретой на костре. Сон в палатке под плеск воды и легкое тарахтение проходящих на малом ходу судов удивительно крепок!

Второй день нашего путешествия начинается с культурной программы. Не так давно в Вытегре открыли подводную лодку-музей, и мы не преминули осмотреть эту достопримечательность. Настоящая боевая дизельная подлодка Б-440 прошла за время службы более 100 000 морских миль в составе Балтийского и Северного флотов и теперь заняла почетное место близ пассажирской пристани Вытегры, куда частенько заходят круизные суда. На борту можно познакомиться как со службой и бытом подводников, так и с устройством лодки, историей подводного флота в целом. Одним словом, весьма познавательно и интересно.

Хоть в здешних широтах темнеет значительно позже, чем в родной средней полосе, мы все равно спешим выйти на трассу — за день предстоит преодолеть около 600 км.

Через 50 км на обочине видим стелу — Республика Карелия. Пройденное расстояние слишком мало для «перекура», но мы все-таки останавливаемся, чтобы запечатлеть важную веху. Вот и начинается Русский Север. Странно осознавать, что до дома уже больше дня пути.

Чем ближе к Медвежьегорску — к выезду на федеральную трассу, — тем лучше становится асфальт. Местами сделан ремонт покрытия, и его качество практически идеальное, но, к сожалению, далеко не везде.

Медвежьегорск проскакиваем ходом — слишком много времени потрачено на осмотр подлодки — и выходим на трассу M18 «Кола». Эта дорога федерального значения находится в достаточно печальном состоянии — ямы и колдобины не дают расслабиться ни на секунду.

Практически на всем протяжении участок М18, проходящий через Карелию, достаточно однообразен и сер. Почти прямая лента, проложенная сквозь низкие заболоченные леса, иногда прорезает невысокие скальные отрожки. Признаки цивилизации здесь встречаются довольно редко, но заправки — достаточно регулярно. К вечеру путевой компьютер моего BMW показывает, что температура «забортного» воздуха падает до +2. К тому же начинается мелкий карельский дождь. Ехать не очень холодно: спасает хорошая экипировка и, насомненно, подогрев ручек руля — спасибо инженерам BMW, предусмотревшим такую опцию на GS.

На Белом море

Уже во втором часу ночи мы добрались до Кеми. Это небольшой городок, расположенный на берегу Белого моря, почти в географическом центре Карелии. Здесь нас встречает весьма известный в кругах мототуристов Эдуард, знаменитый своей безотказностью в плане приема проезжающих мимо путешественников. И мы располагаемся на ночлег в настоящей поморской избе. Этому дому больше ста лет. он наполнен старинными вещами и буквально дышит прошлым! Такое ощущение, что попал в сказку, и Баба-яга только-только слезла с лежанки настоящей русской печки и улетела на ступе. Словом, непередаваемые ощущения!

После Кеми начинается самый, пожалуй, неприятный участок дороги. Примерно 250 км не ремонтировали очень давно, качество асфальта просто ужасное, скорость фур и легковушек падает порой до пешеходной, и даже мы на подготовленных мотоциклах сбрасываем местами до 40 — 60 км/ч. Помимо ужасного асфальта, этот кусок маршрута практически полностью лишен даже АЗС. не говоря уже о других элементах инфраструктуры, потому заправиться и перекусить лучше заранее.

После изнуряющей тряски и виляния между ям наконец выходим к еще одной знаменательной точке нашего маршрута — пересекаем Северный полярный круг

Здравствуй. Север! Мы почти у цели — до Мурманска остается примерно 450 км. Северный край встречает не только свежеотремонтированным асфальтом, но и солнышком!

Столица Заполярья

К часу ночи мы в Мурманске, но для нас понятия день и ночь в этих широтах несколько смазаны, ведь в начале августа в это время на улице лишь слегка смеркается — темнее уже не будет.

Нас встречает мурманский мотоциклист Саша и провожает в гараж, где уже ждет неофициальная делегация местных байкеров. Обстановка по-домашнему теплая, чувствуешь себя, как среди старых друзей, при том, что познакомились мы только что. Потрясающее гостеприимство!

Следующие два дня проводим в сборах к выезду «в пампасы» — на автономный, почти пятисоткилометровый маршрут к Рыбачьему. Там нет асфальта, заправок и магазинов. Разумеется, параллельно знакомимся с городом.

Во время Великой Отечественной войны на протяжении трех с лишним лет немцы пытались захватить город. Здесь шли ожесточенные бои. Но Мурманск не пал, за что получил звание города-героя. Жители не забывают об этом тяжелом времени, и здесь очень много памятных мест.

К вечеру второго дня пребывания в столице Заполярья мы выдвигаемся в сторону поселка Печенга, что в 140 км северо-западнее Мурманска. Именно оттуда берет начало тыловая дорога, построенная немцами во время Второй мировой. По ней мы собираемся добраться до перешейка, соединяющего материк и полуострова Средний и Рыбачий. В Печенге заправляем полные баки и запасные канистры — дальше АЗС нет.

Эх, дорожка фронтовая

За более чем 60 лет, прошедших со времени постройки дороги, она до сих пор «проезжабельна» практически для любого внедорожника — даже среднестатистический паркетник пройдет ее всю без особого труда. Мы на своих тяжелых эндуро, загруженных скарбом, легко преодолеваем практически все препятствия, лишь в особо сложных местах пассажирки двух мотоциклов, Людмила и Даша, спешиваются и обходят препятствия. Кстати, эхо войны преследует нас практически на всем протяжении внедорожной части путешествия. Земля буквально набита «железом», а поскольку под тонким слоем мха и лишайников сразу начинается скальная порода, все, что упало, не уходит со временем вглубь, а остается лежать на поверхности. Два взмаха саперной лопатой, и у нас в руках пригоршня финских патронов. Оставили все там же, где нашли, — нам ник чему такие сувениры.

Первая «дикая» ночевка прямо на обочине дороги, близ горной речки. Северная природа удивляет своим богатством! За 20 мин легкой прогулки вокруг нашего бивуака я собрал килограмма полтора подберезовиков, и на ужин мы баловали себя макаронами с грибами и тушенкой!

Наутро продолжили свой путь. За каждым поворотом дороги открывались просто умопомрачительные пейзажи — миллионы оттенков зеленого (это всевозможные мхи. изредка кустарники и ползучая береза, потрясающей голубизны вода в озерах) — заставляли нас то и дело останавливаться и снимать, снимать, снимать...

Дорога уводит все выше — мы переходим хребет Муста-Тунтури. Этот горный массив — начало нашей финишной прямой. За очередным поворотом открывается водная гладь Северного Ледовитого океана — это его малая часть — Мотовский залив.

Вот и Рыбачий — цель нашего путешествия. Первое, что открывается взору, — две хрушевские пятиэтажки с выбитыми окнами посреди тундры. Странный пейзаж. Это брошенный военный городок. Вообще по всему полуострову можно встретить следы присутствия военных и геологов. Удручающая картина практически везде: ржавое железо, остовы автомобилей и спецтехники, заброшенные и покосившиеся дома — словом, разруха.

После нескольких часов штурма канав и луж здешних грунтовок на горизонте видим финишную точку — это маяк, установленный на мысе Немецкий — самой северной точке России в ее западной части! Еше немного, и мы у цели!

Конец географии

Вот он, край света! Умываемся соленой водой Северного Ледовитого океана, смотрим за горизонт. Где-то там вдали — Северный полюс и Канада. Позади — две с лишним тысячи километров. Все же загадочные люди эти путешественники: проехать так много ради того, чтобы «всего лишь» умыться водой, пахнущей водорослями, и найти на литорали — полосе отлива — скелет морского ежа.

Памятное фото на память, и пора в обратную дорогу. Возвращаемся к перешейку, соединяющему полуострова с материком, и тут наши дороги расходятся: мне пора обратно в Москву, а ребята остаются на берегу одного из озер ловить рыбу и отдыхать от многодневного пребывания в седле.

Уже через три с небольшим часа я снова в Мурманске, а утром стартую в сторону дома. Обратная дорога — это своего рода эксперимент: проверка на прочность мотоцикла и себя. За двое суток мне предстоит преодолеть 2 тыс. км не самых лучших дорог.

Всего через восемь с половиной часов, в столице Карелии — Петрозаводске, я припарковался у ворот известной чуть ли не на всю страну своим гостеприимством мотомастерской «Улица Байкеров, дом 1».

Что ж, неплохо — средняя скорость выше 100 км/ч? Мой Гусенок показал себя превосходно и на колдобинах северной Карелии, и на глади свежеуложенного асфальта в окрестностях Петрозаводска, что, кстати, для мотоциклов двойного назначения большая редкость.

Дорога Петрозаводск — Москва — это еще одна тысяча. Еду не спеша, ведь путешествие подходит к концу. С каждым километром все отчетливее осознаешь, что завтра уже снова будет работа, рутина, обычные бытовые проблемы. Потому растягиваешь каждый километр, смакуя свободу «полета». Но как ни растягивай удовольствие, ему приходит конец, и через десять с половиной часов после старта в столице Карелии я глушу двигатель в столице России, у ворот своего гаража. Одометр показывает, что за восемь дней мы с Гусенком пробежали 4500 км и 100 м.

Слезая с мотоцикла, я был твердо уверен только в одном: на следующий год я обязательно вернусь туда, ведь так и не удалось побывать в Хибинах и полюбоваться снежными шапками гор, посмотреть огромный Мончегорский карьер. И, конечно, снова хочется увидеть потрясающе красивый Кольский край и встретиться с новыми друзьями, ведь каждое путешествие — это в первую очередь роскошь человеческого общения.

BMWF800GS

Совершенно новый мотоцикл, выпущенный баварским концерном в 2008 году, вместе со своим паркетным «братом» F 650 GS. преемником популярной во всем мире модели F 650. увидевшей свет в далеком 1993-м. Именно та «одностволка» дала название классу мотоциклов для удовольствия — фандуро. Принципиальным отличием нового поколения F/GS стал двигатель: теперь это двухцилиндровый рядный восьмиклапанный агрегат, выдающий 83 л.с. и 81 Нм (в варианте под 92-й бензин) — почти на 40% мощнее предшественника В остальном мотоцикл сохранил классическую схему для эндуро в целом, но достаточно нетипичную для банков BMW: спереди — телескопическая вилка перевернутого типа, сзади — классический маятник с моноамортизатором, привод главной передачи — цепной, правда, бензобак непривычно расположился под седлом. По заказу мотоцикл комплектуется системой ABS. маршрутным компьютером подогревом ручек и многими другими опциями — BMW всегда славилась толстыми каталогами тюнинга.

Мотоцикл удивляет с первых метров. От высокого эндуро ждешь валкости и невнятного управления из-за длинных ходов подвески, но на асфальте его поведение больше напоминает повадку классика: собранный и точный. Удивляет и то, что мотоцикл сохраняет стабильность даже на не свойственных для эндуро скоростях ближе к 200 км/ч. Казалось бы, асфальтовая направленность мотоцикла налицо, однако и на каменистой грунтовке, и в глинистых колеях, и на переправах GS зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны. Легкий и мощный, с достаточно ровной характеристикой крутящего момента, он не спасовал ни перед одним из препятствий. Да и на длинных перегонах GS заслуживает лишь положительной оценки: выверенная эргономика дополнена достаточной ветрозащитой, чтобы пилот не уставал даже после тысячи км в седле, что, кстати, я и проверил на собственной шкуре. В Москве дилеры предлагают этот «инструмент для путешествий» по цене от 507 600 руб.


Обсудить в форуме
 
 
Новости
Клуб
Книга Памяти
Соседи
Базовые понятия
История
Ответы на вопросы
Медведи
Календарь
Пресса
Гараж
Мануалы
Ссылки
Контакты
Гостевая
Форум
Медвежья Миля
Дрэг-рейсинг
Фотогалерея



Rambler's Top100


Design by MC & AlexTk