Black  Bears  M C
RU  EN
1998 год 1999 год 2000 год 2001 год 2002 год 2003 год
2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год

AUTOТЕМА №14 Август 2008г. тираж 5000 экз

Мотожизнь времен СССР

ЭТО СЕЙЧАС мотоциклистом стать относительно просто. Были бы деньги - и счастливому владельцу привезут хромированный аппарат с чудо-мотором, сделают тюнинг и будут проводить сервисный ремонт при любой поломке. А вот во времена СССР мотоциклист был и владельцем, и автомастером, и создателем собственного железного коня.

С ПЕЛЕНОК

С техникой будущие байкеры начинали возиться с 12-13 лет. Первым мотосредством часто был мопед. Потом собирали мотоциклы из различной рухляди. Сочетая порой в одном самодвижущемся аппарате детали нескольких моделей. Реанимировали «убитые» старые Явы. Вечера будней проводили в гараже, стараясь довести до ума свое рукотворное чудо. Воскресенья - на достопамятном рынке на Градусова, куда люди знающие приносили на продажу дефицитные детали. Там же, среди единомышленников, и обсуждали: как чинить, как и что менять, достоинства и недостатки моделей отечественных и импортных мотоциклов, мопедов и мотороллеров.

КЛУБ 350

Идея организовать в Ярославле клуб мототуризма появилась как-то сама собой в начале перестройки. С одной стороны, были мотоциклисты, которые хотели объединиться в клуб, с другой - руководство городской ГАИ. Гаишники хотели собрать вольных мотоциклистов под свое крыло и придать стихийному движению некоторую упорядоченность. Для того чтобы обладатели мотоциклов не гоняли по ночному городу, а занимались бы техническим усовершенствованием своих мотоциклов и освоением мастерства вождения. ГАИ взяла мотоциклистов под опеку и выделило им небольшую комнатку в собственном здании на улице Некрасова - как раз по соседству с нынешним кафе «Папин гараж».

Там будущие байкеры и вольные мотоциклисты встречались раз в неделю и обсуждали грядущие поездки, маршруты, планы, и тонкости ремонта отечественной мототехники. Клуб назвали «350» - по объему движка самых распространенных тогда мотоциклов - Явы и ИЖа. Конечно, чуть позднее к клубу присоединились владельцы тяжелых дорожных Уралов и Днепров, у которых объем двигателя был вдвое больше. Но переименовывать объединение не стали. Мечтой же любого мототуриста того времени был ИЖ-Планета-Спорт. Первый и единственный в своем роде туристический мотоцикл-эндуро. С японским карбюратором и электроникой. Стоил он целое состояние - 1000 рублей. Да и достать его было невозможно. В Ярославле такие были буквально наперечет. Ездили на отремонтированных ИЖах, «Чезетах» и старушках-Явах.

Начало деятельности клуба отсчитывают с 1987 года.

- Открытие сезона у нас произошло весной, на майские праздники, - рассказали Юрий Калачев и Сергей Молодяков. - Пробег был посвящен Дню Победы и проходил по Золотому кольцу России. Холодина была страшная, дождь лил. Мы сами сшили специальную защиту из целлофана.

Хрупкая защита от встречного ветра порвалась за несколько часов. Но это не остановило мототуристов. Проехали Юрьев-Польский, Иваново, Владимир, Суздаль, Переславль и Ростов Великий. В две ночевки - с палатками, рюкзаками. Что-то из снаряжения взяла на себя машина сопровождения. Что-то увязывали к себе на «южные» багажники. Поломки сами, сообща, чинили в походных условиях. Сетовать на дискомфорт было не принято.

Клубная жизнь охватывала и интересы «неприкаянных» мотоциклистов. С одной стороны - не все владельцы мотосредств умели их толком водить, с другой - умевшие водить часто не имели прав. А сдать на права было не так-то просто. В том же 1987 году клуб провел и открытую акцию - большие соревнования по мастерству вождения на площади Труда.

Выставили специальную трассу для фигурного вождения, которую надо было пройти быстро и аккуратно, не сбивая вешки. Потом было множество других конкурсов - качели, бревно, медленное вождение, и небольшой экзамен на ПДЦ. Прошедшим сложную трассу и сдавшим теорию, ГАИ выдавала права.

ОТ БЕЛКИНО ДО ПОЛЬШИ

Летом 1988 года команда клуба приняла участие во Всероссийских соревнованиях по мототуризму. По счастливому стечению обстоятельств, российское первенство проводилось в Белкино.

То ли эффект своего поля сыграл свою замечательную роль, то ли страстное желание проявить себя - но команда клуба «350» взяла второе место.

- Там была очень сложная программа соревнований, в несколько этапов, - вспоминает Юрий Калачев. - Мототриал, полоса препятствий, которую нужно было пройти, уложившись в определенное время. Причем на каждом участке трассы, кроме езды по асфальту и пересеченной местности, полагалось еще и сложное задание - на время поставить палатку, развести костер и вскипятить воду, и даже поменять колесо на автомобиле и мотоцикле. Сейчас мы, наверное, не сможем повторить это. Но тогда сделали замену колеса в рекордные сроки. Причем никакими домкратами не пользовались - подняли на руках, подсунули канистру для упора, и сняли-поставили всего за 16 секунд! И это без всяких технических хитростей - ключ-баллонник и руки. Формула-1 с ее пит-стопами отдыхает!

Маленькие хитрости применялись и на других этапах - например, заводили мотоцикл для скорости, нажимая на передачу рукой - ложились на раму и включали. Чтобы быстрее сменить колесо на мотоцикле, выбирали аппарат с наименьшим количеством гаек. Но все равно - главным было желание победы. Первое место не досталось ярославцам по чистой случайности. Но и второе было неплохо. А сразу после этого пришлось ехать на союзное первенство - в Прибалтику. На сборы дали буквально сутки. И сутки на дорогу - а предстояло проехать 1200 км. И это при том, что надо было сказать семьям, отпроситься на работе, найти денег и спонсоров, проверить технику. Плюс вечный тогдашний дефицит продуктов и бензина. На дороге до места соревнований даже пришлось просить отлить бензинчика у проезжавшего ЗИЛа.

В Прибалтике заняли только 7 место. Но и за него боролись до последнего. На одном из этапов у ярославца не завелся мотоцикл. А ехать надо было в гору и на время - мотоциклист, чтобы не терять драгоценных секунд, сам взбежал в гору, с мотоциклом в руках. И показал зачетное время, кстати.

В остальном, клубная жизнь состояла из поездок. В Брест и Карпаты - по местам боевой славы 234 дивизии. В Польшу - в город-побратим Радом. Сейчас поездка в Западную Украину подвигом не кажется. Но для того времени - на старых мотоциклах, при отсутствии запчастей и бензина - это было вполне солидное достижение.

- Зимой ремонтировали мотоциклы, готовились к поездкам, - вспоминает Сергей Молодяков. - Старая техника отечественного производства часто не выдерживла дальних перегонов. Чинились в дороге, как могли - меняли сцепления, применяли какие-то хитрости.

Везде ярославцев принимали доброжелательно.

- Приехали в Ужгород, ночью, дождь, холод жуткий, - рассказал Юрий Калачев, - стоим на площади, подходит мужичок и спрашивает:

- Вы откуда ?

- Из Ярославля.

- А ночевать есть где?

- В палатках.

- Погодите, ребята...

И организовал ночевку в клубе, «пригнал» пива. И все предрассудки по поводу Западной Украины и отношения к русским развеялись без следа.

Потом перед румынской границей сломалось сцепление на одном из мотоциклов. Прямо перед пограничным пунктом. Охрана, узнав, откуда мы, пригласила спать к себе на сеновал, чтобы мы не мерзли в палатках. Помогли с едой, приняли, как полагается.

Где-то в 1990 году клуб прекратил существование. Во многом из-за того, что не стало помещения - ГАИ переехало в новое здание, а комнатки для мотоциклистов не нашлось. Выбить новое помещение тоже не удалось. Многие из клубных активистов прекратили свое общение с мототехникой - затянули дела, семейные и бытовые проблемы.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИЖУ

Но в 2002 году мотоциклы опять вошли в жизнь Юрия Калачева и Сергея Молодякова. Началось все именно с того самого мотоцикла мечты - ИЖ-Планета-спорт. Мечта нашлась в деревенском доме, где-то под Борисоглебом, в сарае. Стоял он, весь в грязи и курином помете, но целый, в наклеечках восьмидесятых годов, только с какой-то несущественной поломкой. Мотоцикл немедленно выкупили. После этого два солидных бизнесмена, специализирующихся на недвижимости, стали, как в былые времена, все вечера коротать в гараже, ремонтируя и перебирая чудо техники образца 1982 года. Потом, презрев условности, стали на нем кататься. Но, впрочем, быстро обзавелись более новыми японскими мотоциклами.

Так и стали снова выезжать. Путешествовать все чаще и дальше. Юрий (Африка) теперь в клубе «Черные медведи», Сергей (Германыч) - вольный мотоциклист. Мотоцикл стал едва ли не единственным приемлемым средством передвижения в Москве, с ее чудовищными пробками. И отличным видом отдыха - с 2002 года с клубом и без клуба объездили значительную часть России и сопредельных государств. Все равно тот, кто хоть раз сидел на мотоцикле, - не сможет это забыть. Это в крови.

Ирина БУРЛУЦКАЯ. фото из архива Юрия Калачева.


Обсудить в форуме
 
 
Новости
Клуб
Книга Памяти
Соседи
Базовые понятия
История
Ответы на вопросы
Медведи
Календарь
Пресса
Гараж
Мануалы
Ссылки
Контакты
Гостевая
Форум
Медвежья Миля
Дрэг-рейсинг
Фотогалерея



Rambler's Top100


Design by MC & AlexTk