О прошлом и настоящем мотокросса и о неразделенном любви к мотоспорту с журналом «AUTOTEMA» поговорил Евгений ШАБРОВ, председатель Федерации мотокросса России в Ярославской области.
С победителем различных соревнований, гонщиком и тренером мне хотелось поговорить о том, как все началось, расцвело и какие успехи на сегодняшний день показывают наши спортсмены. В общем, радость и гордость хотелось увидеть мне в глазах собеседника. Но разговор получился грустный...
- Евгений, с чего начинался мотокросс в Ярославле?
- Я в мотоспорте с 76 года. А клуб «Автомобилист» существовал с 95-го. Это был профессиональный клуб, со своим помещением, у спортсменов -трудовая книжка, небольшой, но оклад. Помещение находилось на территории автопарка: собственный бокс, теннисный стол, тренажерный зал. Ездили на все профессиональные соревнования. Которых проходило до 30-ти в сезон. С 95 г. до 2000 г. у клуба была собственная команда: 15 мотоциклов и только свои гонщики. В области до 87 года в ДОСААФ было 16 команд.
- Как обстоят дела с мотоспортом в нашей области на данный момент?
- Чтобы это понять, нужно оглянуться назад. Потому что разваливаться все начало еще в 70-е годы. Советский мотоспорт был в изоляции относительно остального мира. Конечно, проходили кубки
соцстран, но это все же не тот уровень.
После 2000-го года от ярославского клуба уже ничего не осталось... Остались те, кого «приколотило», верные мотоспорту люди. Ведь это большие расходы. А финансовой поддержки нет никакой - ни со стороны властей, ни от спонсоров.
- А как же Федерация мотоспорта России? Не поддерживает региональные отделения?
- Федерация мотокросса сама «живет» на взносы, организует официальные соревнования. Нашей области ей помочь нечем. В Ярославле весь мотокросс держится на голом энтузиазме. Мы пытаемся делать хоть что-то, чтоб все совсем не развалилось.
- Каким образом ярославский мотокросс держится сегодня «на плаву»?
- Сейчас у нас осталось человек 16, из них больше половины - старше 45 лет. Действующих спортсменов мало - человек 5. Мы выступаем за Ярославль на различных соревнованиях. Но, хотя и ездим, все же сильно отстаем от уровня российских чемпионатов. Главная проблема в том, что мало молодых спортсменов. Те, кто есть, еще неопытные, у них нет результатов, им надо ставить технику.
Нам необходимо сделать многое, почти все наверстывать, чтобы быть в равных условиях на российских чемпионатах. Мы регулярно тренируемся -1 раз в неделю обязательно. А получается, что все основывается не на профессиональных, а на любительских началах. Ведь собираются те, кому еще интересно, у кого не прошел спортивный азарт. Вот и остались мы брошенными, теперь пытаемся объединиться на той основе, что была раньше - на страсти к мотоциклам.
- В чем же причины упадка мотоспорта в нашей области?
- Дело в том, что раньше мотокросс был предметом широкого интереса. Видели бы вы, сколько зрителей собиралось на соревнования! Не сравнить с тем,что происходит сейчас...
Да и обучение было более доступно. Ребенок мог просто прийти в мотоклуб, даже без родителей, записаться, и начать тренировки. Ему и технику выдавали и обучали. Теперь же, чтобы привести ребенка заниматься мотокроссом, требуются большие вложения. Один детский мотоцикл стоит около $5000. Это не каждому по карману... Дорого не только сам мотоцикл и обмундирование купить, но и запчасти - удовольствие недешевое. К тому же, и мототехнику, и экипировку подготовленного спортсмена необходимо менять хотя бы раз в год.
Поэтому сейчас детей в ярославском мотокроссе нет, и это настораживает. Есть все основания предполагать, что через какое-то время вообще некому будет продолжать развитие этого спорта в Ярославле. Я пытался привить интерес к мотокроссу своему сыну. Но... опять же, из-за финансовой проблемы, эта затея провалилась. Время упущено, соответственно, пропал и интерес...
И такая проблема не только на уровне подрастающего поколения. Большую полноценную спортивную команду содержать сейчас очень тяжело, дорого. Например, в Вологде есть такая команда, клуб для которой создал увлеченный меценат. Но и он, будучи обеспеченным человеком, не может содержать полностью всю команду.
- А как развивается мотоспорт в мире?
- Во всем мире, в Европе, да и в центральной России дети начинают ездить лет с 4-х. Возможно, что 4 года - это еще рано для вовлечения ребенка в спорт. Так как малыш воспринимает мотоцикл в таком возрасте как игрушку. Поэтому часто рядом с трассой сооружают еще и песочницу. Вопрос спорный, но в любом случае, мы, по сравнению с Европой,-сильно задерживаемся в развитии мотокросса.
Жаль, что это неинтересно тем, кто мог бы помочь материально.
|