Black  Bears  M C

Второй северный поход 2007

(4 - 18 августа )

(с) Филин

День 0. Москва - Ярославль.
Проснулся я далеко не утром. Со вчерашнего дня рождения все гудело и ехать никуда не хотелось. На улице второй день шел непрекращающийся дождь. Горячий борщ намекнул мне, что не мешало бы поспать еще пару часиков, что я непосредственно и сделал.
Соответственно пока собрались, пока я боролся с желанием испить бутылочку - другую пивка и догнать Босса уже в Кириллове, время уже 4.
Пока дотащили все до гаража, пока увязались и укутались в дождевики, время уже 5. Ехать решил минуя Переславский пост, дабы не обломалось все в самом начале. Соответственно заложил 5 часов на дорогу, захватил бутылочку хорошего французского коньячку и надеялся к 22:00 застать провожающих в ПГ и проставиться за днюху.
Не учел я только одного, выезжал я в пятницу вечером и в дождь. Хотя дождь и разогнал часть дачников, но и мне не давал максимально ускориться.
К Талдому мы подъехали уже в темноте и полностью промокшими. Дождевики не спасают. Вода затекает через естественные отверстия в рукавах и на шее, хоть и по капельке, но непрерывной струйкой. На очередном обгоне за несколько километров до Углича, мотоцикл отказывается реагировать на ручку газа. То есть он ее воспринимает с точностью до наоборот. При малом открытии едет нормально, при большем не едет вообще. Кое-как дотошнили до ближайшего фонаря и стали думать. Вариантов было три: карбы залило, свечи сдохли, воздушный фильтр залило. Самое простое это посмотреть свечи. Черные. Ага богатит. Спасибо Андрею43 за прошлогодний опыт. Развьючиваю байк, снимаю сидушки, вынимаю воздухан и вижу сантиметра 3 воды. В голове страшные мысли о разборке карбов, о гидроударе, о попадании воды в маслосистему и вообще мало ли что может случиться. Не знаю кого благодарить, Бога, японцев или законы физики, но у меня всего лишь намок воздушный фильтр и не пропускал воздух. Когда я его снял и нажал кнопку стартера, на душе сразу повеселело. Однако ж без фильтра не поедешь. Надо что-то придумывать. Надо сушить фильтр. На выхлопной трубе он не очень то и сушится, Гостиницы все в Угличе заняты или забронированы. Придется ехать без фильтра в берлогу, сушиться на печке. Положил вместо фильтра тряпочку, и успокоился.
В Ярославль прибыли часика в 3 ночи. Оставалась надежда что молодые все еще зажигают в берлоге.
В берлоге нас встретил в меру нетрезвый Маньяк, который радостно сообщил что составит нам компанию.
Выпиваем.

День 1. Ярославль - Кириллов.
Проснулся я от шастанья Маньяка, который уже раздобыл бич-пакетов и вскипятил чайник. Быстренько вставив фильтр, слегка позавтракав и упаковавшись мы рванули в ПГ, ибо знаем что Босс ждать не будет, а времени оставалось минут 10. Ровно в 10:00 мы подъехали к ПГ. И увидели, как также ровно в 10:00 оттуда отъезжает Босс в направлении строго на север. Нам ничего не оставалось, как поспешить за ним. По дороге ничего нового, те же заправки, та же столовая.
После столовой нам вместо Валеры и его гостеприимства был предложен день рождения клуба "Дикий Ветер" и их, как говорят, непременный off-road. По ТАКИМ лужам я ездил только на УАЗике, и то не за рулем. Однако, у нас был Маньяк на Тыгдыме, который и разведывал брод. Пробрались без проблем, вот только мотоциклы слегка изменили окраску и хром почти пропал.
На поляне народу было немного, напиваться было еще рано, и Босс предложил прокатиться по живописнейшим окрестностям. Поднялись на гору Маура,

посетили храм, Босс искупался, заценили что и почем впаривают туристам, водка «Stolichnaya» 0,5 – 300р, водка «Putinka» 0,7 – 500р. Вернулись в город, закупились и снова на поляну праздновать. Что такое байкерский праздник, описывать, думаю, не стоит.
Выпиваем.

День 2. Кириллов - Вытегра - Пудож - Каргополь
Выезжая из Кириллова договариваемся на заправке Липин Бор позавтракать. Но еще выезжая с поляны у Маньяка пропадают холостые. В итоге пока мы завтракаем, Маньяк чинится. Затем пока он чинится мы просматриваем карту и предстоящий маршрут. Прикидываем что Липин Бор - Вытегра - Пудож - Каргополь примерно 335 км. Еще на карте обнаруживается прямая дорога до Каргополя длиной чуть меньше двухсот км. Решаем, что неплохо бы срезать. Оно даже интересней, проехать по неизвестной дороге. На нужном повороте Маньяк не успевает далеко улететь, и мы вместе спускаемся под мост. Пред нами предстает прямой участок грунтовки с пол километра с множеством мелких луж. Что там за поворотом и уж тем более на протяжении последующих 130км представить сложно. На нашу удачу, через пару минут раздумий появляется Газель с тремя нерусскими рожами. На наши расспросы о дороге они отвечают, что в принципе дорога проходима и они собираются по ней проехать, только местами большие лужи и ближе к Каргополю они достигают 700 метров.
Немножко подумали, немножко посовещались. Маньяку вообще пох, есть дорога или нет, нужен только азимут и конечная цель. Мне, на чоппере, да с пассажиром асфальт всегда предпочтительней. И тут Босс придумал гениальную отмазку: «Мы бы конечно поехали и никаких луж не испугались, только я то в Липином Бору не заправился и может бензина не хватить». На том и порешили, что в следующий раз, уж обязательно.
В Пудоже заехали в кафешку, из которой нас выперли со словами: «Не видите, закрыто! В 3 часа откроется». На часах 14:55. Чтож, мы не гордые, можем и подождать.
Пока поели время 4. В 5 мы должны были быть в каргополе. Босс отписал Длинному

Босс писал(а):
В Каргополе должен присоединится Длинный из Вельска. Он лучший проводник и экскурсовод по Сейдозеру.

что задерживаемся.
165 км мы прошли за 3 часа. Дорога примерно 50/50 асфальт/грунт. Причем не просто грунтовка или щебенка, а «белая глина». А после дождя сами знаете что с глиной происходит. Ехали очень неспеша. Рулем шевелить было страшно, тормоза трогать тем более. И тут перед одним из пригорков навстречу внезапно вылетает Камаз. Босс шел первым, сосредоточившись на колее. Колея неглубокая и очень скользкая. Несколько неверных движений и тяжелый Рояль придавливает ногу Босса. (Ассоциации с фильмом Ширли-Мырли тут неуместны Smile) Оттормозился я с большим трудом. Хотя скорость была не больше 10 кмч, уверенность что не впечатаюсь в впередистоящих (лежащих) появилась только после полной остановки. Пока поднимали мот, осматривали повреждения, камазисты тоже активно участвовали, через лобовое стекло. Что там говорить, они каждый день по этой трассе дрова возят, а тут мотоцикл, да не Урал, да не один, да не просто проехал, а со спецэффектами.
В ближайшей деревне выпросили лом, выправили и вставили на место погнутую дугу.

В Каргополе

встретились с Длинным и его дочкой, закупились, разузнали у местных где на речке можно встать и собственно туда и поехали.

Речка Онега понравилась всем, некоторые даже искупались. Вовка (Длинный) достал вкусной самогоночки… У Маньяка случился день рождения…
Выпиваем.

День 3. Каргополь – Медвежьегорск.
На этот день было запланировано не много, поэтому и не сильно торопились. По пути заехали на рынок, где наш «лучший проводник по Сейдозеру» уговорил всех закупиться кедами, так как там придется идти по ручьям. Ну да ладно, поверили, закупились. На выезде из города заправиться было не так просто, колонки на ремонте. Метнулись на другую заправку, там ситуация еще хуже. В общем минут 30 потеряли.
К нашей удаче, дорога подсохла, и там, где мы вчера еле тащились, уже можно было развить приличную скорость. Насколько она может быть приличной для чопера на грунтовке.
На границе Архангельской области и Карелии путешественников ожидает приятный сюрприз: разбитая и петляющая грунтовка превращается в прямую и качественную трассу, по которой даже скучно ехать.

Мотоцикл у меня стал на большой скорости перегреваться. Весь радиатор забит глиной. Приходилось несколько раз на скорости глушить мотор и остужать встречным потоком.
На пути к Медвежьегорску пару раз останавливались пофоткаться. Один раз поваляться на песочке,

второй – почтить память павших воинов.

В Медвежьегорске заселились в пансионат «Малая медведка». Номеров на всех не хватило, поэтому Вовка с дочкой разбили палатку неподалеку. Заселяться мы не спешили, первым делом снять мотоэкип, переодеться и купаться в Онежском озере.

Купался даже Маньяк, кто не верит, есть 5 свидетелей. После пошли в номера, горячий душ для любого байкера – не просто необходимость или потребность, а наслаждение сравнимое, пожалуй, лишь с бутылкой холодного пива. После душа подушка в номере показалась настолько мягкой и приветливой, что даже появилось желание пропустить обязательную и заключительную часть ежедневной программы, но я вспомнил, что мне надо помыть радиатор, и пришлось вставать и ехать к озеру.
Когда вернулся, и не смог никого обнаружить, грустный поплелся в местный кабак. И бац, вся команда снова в сборе. Ужинаем. Выпиваем. Кормежка там оказалась отличной, хотя и повара уже все разбежались и нас обслуживала некая дежурная. Да и про водку ничего плохого сказать не могу. Однако, Босс решил выпендриться, и заказал себе бокал «Морошковой». Любезно предложил всем попробовать. Всем понравилось, после чего Маньяк нетвердым но уверенным шагом подошел к стойке и потребовал 5 бутылок того же самого. Такого количества в баре не оказалось. Но тем не менее все запасы «Морошковой» мы выгребли.

День 4. Медвежьегорск – Юстозеро – Совдозеро – Поросозеро – Гимолы – г. Воттоварра.
По плану у нас было 100км до Воттоварры, восхождение, 100км обратно и 250км до Кеми.
Первые 60 км до Юстозеро была весьма веселая и интересная асфальтированная дорога. Прямых участков более 300 метров можно насчитать по пальцам. Повороты, подъемы, спуски, и не сходящая с лица довольная рожа. Далее до Совдозеро то же самое но без асфальта и по пыли.

Шли плотно, дабы не потеряться, я последний. Когда остановились в Совдозеро и я снял шлем, все налетели меня фоткать, я сначала не понял, когда сам на себя взглянул, я был весь белый.

Если раньше у меня были только ноги белые, от белой глины, то теперь весь покрылся пылью. А остановились мы подумать и порешать что делать. Т.к. 100 км от заправки мы уже прошли. А впреди еще как минимум 80км, где ни заправок ни асфальта не будет. Надо либо возвращаться либо что-то придумывать. Пока тупили, фоткались,

Вовка выяснил у местных,

что в Поросозеро частники торгуют бензином. Удача снова на нашей стороне, рвем дальше.
Грунтовка стала сложней, камни, песок, ровных и укатанных участков почти нет. Навстречу проносятся лихие лесовозы, поднимая клубы пыли. Несколько метров приходится ехать по памяти, ничего не видно. Проезжаем несколько деревянных мостов. Состояние их далеко не идеально. Успокаивает только мысль о том, что раз уж тут груженые камазы проезжают, то и нас он должен выдержать.
В Поросозеро без труда находим три важнейшие точки: заправку в частном сарае, продуктовый магазин «Винотека»

и магазин автозапчастей «АвтоМИР». Первое и второе используется по прямому назначению, в третьем приобретаются саморезы для закрепления начинающего разваливаться крыла у Рояля.
Далее двигаем в Гимолы.

Дорога стала еще хуже вышеописанной, плюс изобилует крутыми спусками и подъемами. По пути встречаем команду байкеров, уныло толкающих свои велосипеды в горку. Они, конечно, рады нас, таких же отмороженных, видеть, но выдавить улыбку на измученном лице удается далеко не всем. Бедные велосипедисты. Эндуристы наши улетели далеко вперед, мы с Боссом тошним потихоньку.
Гимолы - деревенька небольшая, но зато вокзал есть. На выезде из деревни нас ожидала большая, как сначала показалось, лужа. Дальше по хорошей лесной дороге

этих луж было немало и размером они были поболее, но дно у них было твердое, песок или камень, поэтому больших проблем они не доставляли. Даже мотоцикл почище стал.
Согласно легенде, по которой Босс нас вел, после ручья нужно проехать еще 4 км до тропы на гору. Ручей оказался весьма привлекательным в плане искупаться, что мы по всеобщему согласию и сделали.

Обеда, к сожалению, после купания не последовало, т.к. говорят, что на полный желудок сложнее подниматься. По мне так оказалось, что на пустой сложней спускаться. У ручья уже оделись в спортивную одежду и поехали к горе. У тропы бросили мотоциклы со всеми пожитками и недолго думая рванули вверх.

Маньяк как всегда никого не удивил, сняв из мотоэкипа только очки.
Описывать гору не буду, это надо видеть и ощущать. Почитать всякие отчеты можно здесь http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=455. Кстати, этот тайник мы там и нашли. Совершенно случайно.
На обратном пути мы с Наташкой немножко отстали, немножко потерялись, немножко заблудились, и выбирались с горы сами. Тропу не нашли, шли примерно по направлению вниз и весьма обрадовались, когда вышли на дорогу буквально в ста метрах от мотоциклов. Наши уже собрались и были готовы рвануть подальше от мошек и комаров, я говорю, давайте у ручья еще помокнем немного, они соглашаются и уматывают. И тут меня накрывает. Стоять не могу, хочу посидеть, сидеть не могу, хочу полежать, лежать вообще невозможно. Желудок пытается себя очистить и через верх и через низ. Меня плющит и колбасит, Наташка в панике, а еще комары слетелись аки вороны. В общем, минут через 5, меня отпустило. Абсолютно мокрый я сел на мотоцикл и мы двинулись к ручью. Все уже опять искупались и были готовы двигать дальше. Я купаться не стал, дабы не задерживать группу. Время уже почти 8, ни о какой Кеми речи быть не может, и мы решаем доехать до куда-нибудь, где можно разбить лагерь. Доехали до Поросозеро, еще раз, более основательно посетили «Винотеку» и встали на окраине деревни у реки.
Выпиваем.

День 5. Поросозеро – Кемь.
По утру, все стали делиться впечатлениями, кто что слышал, и кто что запомнил. Оказалось, что как только мы улеглись, рядом с нами встали байдарочники, и пол ночи горланили песни. Пели они плохо, но с душой. Мы встали рано, палатки от росы были мокрые и поэтому мы выкатили моцики на солнышко как раз перед палатками байдарочников посушить немного шмотки. Велик был соблазн спеть им свою песню в 4 мотора и 9 выхлопных труб, но они сами стали потихоньку из палаток выползать. Нормальные в целом люди оказались.
Выезжать в цивилизацию было легко и приятно. Приятно было выезжать на хорошую дорогу. А улучшалась она буквально каждые 30 км. В Сегеже на привычной заправке отобедали. На повороте на Кемь нас уже встречали старые друзья.
Заселившись в домик, отправили гонцов за продуктами. Хотя там буквально в 20-и метрах открылся магазин, решили не рисковать. Тем не менее, я посетил этот магазинчик, взял бутылочку «Янтарного», Босс потом тоже чего-то взял и пошли на Кемку купаться. Погода стояла жаркая, а речка оказалась мелкой. Нормально не покупаешься. Уговорили ребят свозить нас на Белое море искупаться. Показали нам местную достопримечательность: декорации к фильму «Остров».

Впечатлило. На днях пересмотрю. Босс кружку нашел, говорит из фильма.
Море хоть и Белое, но теплое. Девчонки почти час плескались.
Набрали мидий, мелких и немного, но кроме нас с Боссом на них никто не позарился, поэтому нам хватило.
По возвращении наши гонцы уже накрыли стол и томились в ожидании кворума. Все собрались. Выпиваем.

Эдик договорился на предмет бани, что было весьма кстати. Первыми ушли Босс с Длинным. Выпиваем. Ведем разговоры.
Бац, кто-то в дверь стучится. Ситуация чуть ли не стрессовая, ибо раньше никто в двери не стучал. Заходят пара молодых, здороваются, со мной персонально, спрашивают: «Блэкбирс?» Ну да. Просят выйти пообщаться. И я тут вспоминаю местный обычай, что когда приезжаешь в Кемь, нужно обязательно выйти с местной молодежью пообщаться, и тогда они тебе подгонят красной рыбы за недорого. Пришлось выйти, покурить заодно. О чем общались не помню. Помню что интересовались не приехал ли Стингер и предлагали рыбу. От рыбы пришлось отказаться, т.к. планы наши были не столь прозрачны, и когда вернемся в Кемь, тоже было не совсем ясно. Когда прощались, как раз и Босс подошел. Общались ли они я не помню. Потом мы с Наташкой тоже в баньку сходили. Баня это вещь! Другим человеком себя ощущаешь.
Выпиваем.

День 6. Кемь – Мурманск.
Что-то мы вчера засиделись с Боссом. Вставать было тяжело. Протрезвление не ощущалось. Босс дунул в трубочку и подтвердил мои ощущения словами: «А я еще пьян». Тем не менее надо поспешать.
Вышли на трассу, заправились. Я как всегда замешкался, и после заправки пришлось всех догонять. Догнал быстро, и пока дорога не испортилась, открутил ручку и ушел далеко вперед. На посту у Лоухи вижу, менты стоят, работают. Прошлый год их толи вообще не было, толи где-т на задворках ошивались. В общем знак 50, еду строго 49 по цифроспидометру, благо милЕметр сломался и я теперь точно знаю свою скорость, но меня всеж тормознули. Гаишник мелкий, худенький, как и вся растительность в Карелии, осмотрел документы, рассказал что проезжали тут недавно на харлеях, я посмеялся, спросил за что права отобрали, я рассказал про козлов Переславских, он, ессно, решил выделиться, что он не из тех, с улыбкой и добрыми пожеланиями вернул документы. Тут же заехал на заправку. Странно наши еще не догнали. Заправился. Смотрю гайцы Маньяка принимают. Наверно за шлем, думаю. Подъехал Длинный, говорит: Босса теряем, у него крыло отваливается. Ну треснутое крыло было, ну отваливается, ну отломать его вместе с номером, и дальше ехать – пронеслось у меня в голове. На самом деле все оказалось гораздо хуже. Крыло целиком, с сидушкой, кофрами и всей поклажей держалось на паре винтиков и честном слове. Вниз, на колесо оно не падало, на чем держалось я так и не нашел, зато вверх, на кочках оно подлетало на несколько сантиметров. Разобрали, посмотрели.

Надо как-то крепить. Придумали прикрутить пару железяк, чтобы крыло не болталось. Сняли мерки. Босс, Маньяк и Длинный рванули в Лоухи (3 км) добывать железки и потерявшиеся по дороге болты.
Все у них удалось и через некоторое время мы уже пытались все собрать. Неудача. Болты крепления рамок и спинки при наличии дополнительной железяки оказались коротки. Заслали Длинного повторно. Отобедать мы планировали в Зеленоборском, но раз уж тут такая задержка, да и кафешка под боком, обедаем. Совет: не стоит. Длинный возвращается, все подходит, собираем, крыло стоит жестко, рвем дальше. Потеряли более двух часов. А Маньяка, кстати штрафанули за привышение. Перед постом знак 50, а он 75 вваливал.
На известном участке грунтовки обгоняю Босса и Маньяка, чет медленно идут. Длинный ессно уже далеко, его не догнать. После грунтовки, в качестве компенсации, отличный автобан. Откручиваем. У стелы Полярный круг останавливаюсь. Маньяк подъезжает, на лице вопрос: Че встал? Тыкаю пальцем в стелу. Вау! Тут же спешиваемся, идем фоткаться.

Босс опять пролетает мимо, но увидев наши мотоциклы, оттормаживается и возвращается. Стелу с прошлого года перекрасили, стала чище и фотогеничней. Обнаружены следы байкеров. Времени мало, рвем дальше.
Далее мы с Боссом заправляемся перед Кандалакшей, Длинный с Маньяком пролетают. Сразу за заправкой большой пост, в том году чет его не замечал. Маньяка опять принимают, в этот раз точно за шлем. Нас тоже принимают, проверка документов. Гаец и до Наташки докопался:
- Ваше удостоверение личности, пожалуйста.
- Зачем, я же не за рулем?
- Вы въезжаете на территорию Мурманской области, я могу вообще всё проверить.
- Пожалуйста, - дает паспорт и спрашивает довольно агрессивным тоном: шлем снимать?
- А что так строго? Не надо снимать, верю.
- А вы строго, и я сторого.
В общем, идентификация личности в интеграле, подшлемнике и солнечных очках прошла успешно. И уже уходя, буркнул: «Нас заставляют быть строгими».
Маньяк умчал на заправку в Полярные зори, Босс тоже быстро собрался, ну а мы как всегда догоняющие. Через некоторое время вижу, Босс на обочине, притормаживаю, Босс машет: «Проезжай». Ну мало ли, думаю, уединиться может надо.
В Мончегорске заправляюсь, курим, думаем где остальные.

Минут через 15 появляется Маньяк с Ритой. Теперь уже вчетвером думаем. Думаем, еще пол часика подождем и поедем обратно. По прошествии половины часа, Маньяк отзванивается Длинному и выясняет, что у Босса отвалилось крыло, совсем. Они добрались до Полярных зорь и там варятся. Работы еще примерно на 3 часа. Маньяк решает возвращаться, я решаю тошнить вперед, ориентируясь по обстановке. Либо ждать их в придорожной кафешке либо в Мурманске.
Приличные кафешки как-то не попадаются, и я доезжаю до поворота на Лапландию. Хотел остановиться еще раз сфоткаться, но вижу на указателе, что до заветной Лапландии всего 2 км. А времени у нас вагон. Не раздумывая, сворачиваю. Немного поплутав, нахожу ж.д. станцию «Лапландия».

Рядом, на вид, заброшенный 3-х этажный жилой дом. Ни единой души, пара разобранных запорожцев, на окнах старые шторки. Такое ощущение, что люди отсюда съехали взяв только самое необходимое, а разворовывать оставшееся так никто и не пришел.
Перед Мурманском опять очень плотный трафик. Откуда он берется, я так и не понял. Постояли на въезде в город,

порадовались за себя, и решили искать кафешку в городе. Нашли кое-что, заворачиваю, Наташка начинает причитать: «ааа, зачем ты на тротуар заехал, нас оштрафуют. Ааа, в это кафе нас не пустят, мы ж чумазые как черти. А как мы тут мотоцикл бросим, его ж украдут». Ставлю моц прямо перед входом, слезаем, тут же выбегает бармен: «Добрый день. Вы издалека к нам? Проголодались? Милости просим. Добро пожаловать». Только заходим, начинается дождь. Пришлось выбегать, накрывать сумку. Кормежка была отменной, особенно на контрасте с Лоухами.
Далее, думаю, надо навестить Фрунзика, почтить, так сказать, визитом. Въезжая во двор, понимаю, что номера квартиры не помню и через домофон мне не пробраться. Уже было начал обдумывать дальнейшие варианты, как замечаю в припаркованной машине знакомую физиономию. Удача снова за нас. Я честно пытался отмазаться, что мы коллектив, и что буду своих ждать, и вместе будем где-то заселяться. Но Фрунзик, вместо того чтобы уговаривать или приводить веские аргументы, просто позвонил жене: «Галя, у нас гости». А ты, говорит мне, давай ставь мотоцикл на стоянку. На обратной дороге я зашел в супермаркет, быстренько затарился пивом «Пилигрим», и мы поднялись в уже знакомую квартиру, где нас ожидала роскошь общения и непременный душ.
Не выпиваем. Пивко попиваем, разговоры разговариваем. Периодически Фрунзик созванивается с Дюшей, выясняет судьбу наших. Наши, около 2-х часов ночи прибыли в Мурманск и заселились в гостинице. Выпивают наверно.

День 7. Мурманск.
Первый день без подъема в 8 и старта в 9. Отоспались от души. Наши уже звонили Фрунзику, сообщили что гуляют по городу. Испили чайку и поехали на машине в центр, наших искать. Искать – это громко сказано, ибо такую личность как Маньяк видно было за 300 метров, хотя он и замаскировался под приличного горожанина.
Изрядно покусанные за прошлые дни мошками и комарами, первым делом мы зашли в рыболовный магазин и купили панамки с москитными сетками. Вторым делом предлагалось выпить. В области видимости приличных кабаков не было, а в неприличные нам не надо, и тут Босс вспомнил про пивбар при пивоварне «Пилигрим» и как мы чудно прошлый год там тусанули. Я метнулся пытать маршруточников где это находится и как проехать. Первый же и раскололся. Пока ехали и город еще раз посмотрели.
В баре не скромничали. Все заказали себе по кружке разного пива. Я выпендриваться не стал, и заказал сразу 4 кружки «Янтарного».

Пиво, как всегда было превосходного качества, как и закуски. Я отведал колбасок из оленины, что брали остальные – не помню, но праздник живота удался на славу.
Вышли мы в этот раз без кружек, ибо и так было хорошо. Народ как-то сразу потянуло в сон. Они быстренько поймали тачку и свалили в гостиницу. Мы с Наташкой пошли гулять по городу. В ближайшей палатке купил пару пива и московскую «Яву». Это я только потом удивился, а тогда покупал на автомате.
Вышли к кинотеатру, слегка замерзли. Я, впервые, гуляю по Мурманску с девушкой, почему бы не пригласить ее в кино. Сделано. Нам предлагается к просмотру художественный фильм «Волки-оборотни». Про байкеров наверно. В кинозале народу человек 5, садимся на самые козырные места. Пока идет реклама, пытаюсь вычислить разрешение и размер экрана.
Просыпаюсь оттого, что свет включили. Возмущаюсь, какого х свет включили, и когда же наконец кино начнется. Странно, все уже догадались, а мне пока Наташка русскими словами не объяснила, что кино кончилось и пора освобождать помещение, в это не верилось. Опять возмущаюсь. Эта мудрая женщина, достает из пакета бутылку пива и дает мне. Я как маленький орущий ребенок получивший соску, тут же затыкаюсь и довольный иду к выходу.
По пути зашли в супермаркет, закупились рыбкой и пивом, и вернулись к Фрунзику.
На завтра большой переход, ложимся пораньше.

День 8. Мурманск – Ревда – оз. Сейдозеро.
Старт вроде на 9 запланирован, встаем в 8, чаевничаем, за окном как-то мерзко и прохладно. На термометре +9. Вспоминаем Медведь-Шатун. Прощаемся с Фрунзиком, кутаемся в дождевики. Пока я ходил за мотоциклом, Наташка созвонилась с Боссом, и они договорились встретиться в 10 на заправке Statoil, которая на выезде из города, на которой мы прошлый год начали знакомство с городом. Я конечно, не большой знаток Мурманска, но мне показалось что выездов из города там штук 20, и тот самый он где-то посередине. В общем решаю выбираться из города как получится, и на трассе где-нибудь ждать. Пока выбирался из города, в один прекрасный момент понял, что еду обратно в центр. Решил брать языка. Язык долго думал куда б меня заслать, но в итоге сознался что на первом повороте нужно повернуть направо и все время прямо. Этот поворот оказался тем самым, единственным нужным, и в 9:45 мы уже хомячили горячих собак на заморской заправке.

Через некоторое время подъехал Босс, сообщил что Вовка отправляет Риту домой поездом, типа ей надоело кататься. С небольшим опозданием покидаем холодный, но гостеприимный Мурманск. Ехать холодно. Всем, кроме Маньяка.
В Ревде основательно закупаемся. «Водки местной, всякой разной килограмма на 3» - потребовал Маньяк – «и еще вон ту 0.7, не помешает». Ну и закуси соответственно. Пообедать нам снова не удалось, и голодные поехали на рудник. На руднике перепаковываемся, переобуваемся, Наташка закидывает шлемаки в сторожку и двигаем на перевал.

Всё еще холодно. Поэтому кожаные штаны и кожаная куртка весьма к месту. Активное движение по скалам должно было согреть, но тем не менее на перевале не жарко. Местами еще лежит снег.

Троп множество, поэтому разбредаемся довольно широко. Периодически возникает желание рвануть наперерез, чтобы примкнуть к своим, но трезвый рассудок подсказывает, что все тропы вскоре сойдутся в одну. Так оно и происходит, на спуске с перевала мы все сходимся. Примерно в это время встречаем встречную группу туристов, которые подсказывают что туда где все нам не надо, надо брать правее, там прикольней. Спускаемся к руслу ручья. По всем параметрам, тут должна быть река, мы же видели и слышали стекающие сюда ручьи,

но, тихо и сухо. Идем по руслу. Тяжело. Длинный периодически рассказывает что там наверху есть отличная тропа, и как по ней ништяк идти, но мы упертые, прем по руслу. Когда уже состояние достигло полного нестояния, неговоря уж о ходьбе с рюкзаками, мы вышли к ручью, и устроили небольшой привал.

Сняв рюкзак, я осознал что такое антигравитация. Вода в ручье была вкуснее всякой Соса-солы, прости Маньяк, но это правда. Где-то здесь Босс сказал: «Прошли 3 часа, еще час осталось идти». Эх, как я надеялся что это правда. В этом месте мы переправились через ручей и последовали указаниям нашего «лучшего проводника по Сейдозеру». Метров через 50 тропа кончилась. Нашему вниманию были предоставлены непролазные буреломы,

завалы скальных пород, поросшие мхом и невероятно скользкие камни и прочие приятности. Когда наконец мы вконец (тавтология да?) упарились скакать по целине, пришлось ставить вопрос жестко. Или мы выходим на тропу, или идем искать тропу. Спорили недолго, и в итоге «правее» больше не идем. Вышли к ручью, хоть какая-то надежда, ведь он должен впадать в озеро. Тут и тропа нашлась, худенькая, но хоть что-то. Темп возрос, по равнине куда проще чем по скалам. Идем по тропе, вроде вдоль ручья, и тут выходим к другому ручью, который больше, но течет в обратном направлении. Задумались. Решено заслать самого длинноногого на разведку, а самим устроить привал. Реально все просто валились с ног. Кстати, когда идешь еще ничего, но стоит остановиться, как комары просто облепляют. Спина вся потная, но кофта спасает, комарами улеплена вся спина, но они не могут пробраться. Москитные сетки оказались как нельзя кстати.

Я отошел к речке, в надежнее что там комаров меньше и ветерок прохладней. Комаров там оказалось больше, но они были заняты своими делами и на меня особо внимание не обращали, а журчание воды как-то успокаивало и дышалось гораздо легче. Через некоторое время сзади промелькнула чья-то длинная тень. Вернулся. Вовка рассказал, что через речку, через два болота и через два лесочка мы куда-то выйдем. Вроде как к озеру, но не уточнил. Переправляемся. Удачно. Вышли на болото. Если у кого-то возникли ассоциации с фильмом «Собака Баскервилей», то это болото было гораздо приятней. Просто заросли мха, очень мягкого, и только если застоишься, начинают ноги мокнуть. Тут я впервые увидел как растет клюква и морошка, и естественно неприменул отведать северных ягод. В общем мы вышли. Вышли на мыс, и дальше идти было просто некуда. Здесь же уже была стоянка и костровище. Я упал на самое просторное место и заявил что буду здесь жить. Милая достала мне пиво и тапочки и счастью моему не было предела. Народ сразу кинулся расставлять палатки, Маньяк начал вырубать мешающий ему лес, а я лежал, пил пиво, и наслаждался нукуданеидением (то есть идти никуда не надо). И вот, палатки расставлены, костер горит, озеро нашли, пора бы и выпить. Торможу Вовку, водку рано, я ж не зря коньяк тащил. Сперва распиваем французского коньячку, который я еще в ПГ хотел, да не сложилось, хоть тут пригодился. Бодрячек, настроение и общий тонус сразу занял все высшие планки.

Тут и сало (где тока Босс его взял?) пошло на ура и бич-пакеты, которые мы в Мурманске купили, и чуть ли не весь запас жратвы схомячили. Так казалось.
Выпиваем. Нет, ВЫПИВАЕМ.
Лирическое отступление: за весь поход, чуть ли не со второго дня, сложилось так, что у нас был выключатель. Водки брали не много, за добавкой никто не бегал, ибо очень далеко, и как только она, родимая, кончалась, тут же спать. Исключений было два, это когда мы с Боссом в Кеми уговаривали очень долго Морошковую, и в этот день на озере. Водки хоть и на два дня брали, но про тех кто будет её завтра никто не думал.
Маньяк ушел по-английски, то есть не совсем ушел, а просто закрыл глаза и захрапел у костра.

Куда делись остальные не помню, но я, слава жене, проснулся в палатке.

День 9. Озеро Сейдозеро.
Я еще прошлый год офигевал от названий, каждое второе так чтонтьозеро. Я понимаю что озер дофига, но не понимаю. Вот Поросозеро, где мы недавно ночевали, вроде на речке и до озера еще топать и топать, нет же блин, озеро и все. Вот у нас есть Москва-река, а город Москва. Вроде логично.
К теме. Пробудились мы как-то опять рано. Босс первым собрал палатку, разведал брод, и опять был готов к очередному марш-броску. Маньяк с Длинным собрались рвать на другой конец озера, осматривать достопримечательности. Я бы так еще часок-другой повалялся. Но эта суета вокруг палатки расслабиться не давала, поэтому пришлось вставать. Неспеша собрали манатки, Босс уже был на другом берегу и руководил переправой встречной группы туристов. Мы не видели, но очень хорошо слышали как эта группа переправлялась. А расклад такой, ледник в горах тает, и получается ручей. Протекая по ущелью километра два, на него попадает солнечных лучей примерно столько, сколько на меня в новогоднюю ночь. Я не замерял, но так кажется, что эта вода в ручье, даже до моржовых +4С не прогревается. У переправившейся на наш берег группы спрашиваем:
- Ну как брод, веселый?
- Ага, особенно как на берег выйдешь, такой кайф.
- А ноги не сводит?
- Не-е, их не сводит. Их скручивает, узлом на спине.
Воодушевленные таким напутствием, решаем все вещи сразу тащить на себе, чтоб два раза не ходить.
Вот это был экстрим. Обычно когда заходишь в воду, даже в теплое Черное море, процесс намокания в целом и трусов в частности дается очень долго. Здесь было все наоборот, дорога каждая секунда. Скорость максимальная. Я не знал, дойду ли до берега или нет. Босс с берега кричит что рюкзак мокнет, фиг с ним, высохнет. Оборачиваюсь посмотреть, идет ли Наташка. Идет, но без лица. Что-то вопит. Понимаю, что надо идти дальше. На берегу нас ждет нирвана. Выходим и буквально через 10 метров заходим в озеро. Ташкент.

Осматриваем новый лагерь. Место самое лучшее на озере. Песчаный пляж, великолепный обзор и тишина.

Но как обычно бывает в самых лучших местах – нету дров. Возникает шальная идея метнуться еще раз через речку за дровами. Наташка смеется, думает что шутка. Беглый осмотр нашего побережья подтверждает, что это единственный вариант. Еще раз переправляемся. Второй раз уже не так страшно, но все так же холодно. Хватаем по паре бревен, отогреваемся и назад. В третий раз у меня реально сводило ноги. Больше решил не рисковать.
Разогрели голубцов, выпили водочки, медитируем на озеро. Босс после водочки решил в